«Трагические события Русско-Японской войны»: урок истории
9 февраля 1904 года началась Русско-Японская война. Событиям 120-летней давности был посвящен урок истории «Трагические события Русско-Японской войны», который прошел в читальном зале библиотеки для учащихся 10 (кадетского) класса МОУ СШ № 56.
Ребятам был показан отрывок из документального фильма о Русско-Японской войне, осветивший основные причины конфликта между Японией и Россией, трагические моменты и причины поражений Русской Императорской армии – сражение с японской эскадрой крейсера «Варяга» и канонерской лодки «Кореец», попытка прорыва нашей флотилии из Порт-Артура во Владивосток, Цусимское сражение, оборона Порт-Артура.
Ведущая урок истории М. Н. Урусова дополнила информацию, отметив, что помимо вспыхнувшей революции 1905 года, большая доля неудач была обусловлена отсутствием единоначалия, плохим снабжением армии, тактическими просчётами (основной упор делался на флот, поэтому была не разработана линия обороны на суше)…
Ребятам была показана презентация «Участники Русско-Японской войны» и представлен краткий рассказ о каждом из них. Прозвучала информация о В. Ф. Рудневе (рассказ о нём сопровождался показом клипа на песню «Варяг»), С. О. Макарове, В. В. Верещагине, В. В. Игнациусе, А. Н. Волкове, В. Рябове, Н. Зуеве, С. Р. Миротворцеве, Л. П. Ливен и Е. И. Десницкой.
В конце встречи десятиклассники получили возможность увидеть русские и японские плакаты времён Русско-Японской войны, показ которых сопровождался музыкальным рядом – казачьей песней «За рекой Ляохэ», повествующей о походе казачьего отряда генерала П. И. Мищенко на Инкоу.
М. Н. Урусова также представила ребятам две книги о Русско-Японской войне – «Порт-Артур» А. Степанова и «Цусима» А. Новикова-Прибоя (который был не только автором книги, но и непосредственным участником событий).
Ведущая урока отметила, что Русско-Японская война – лишь одна страница истории взаимоотношений России и Японии, у которой было продолжение – в 1945-м году советские войска нанесли сокрушительный удар по японскому милитаризму, учтя промахи, допущенные императорскими войсками в 1904-1905 годах.
Встреча закончилась благодарностью школьников и сопровождавшего их учителя за интересный урок истории.