Главная » Мероприятия » "Рыцарь реализма" Иван Крамской
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

«Рыцарь реализма» Иван Крамской

8 июня 1837 года (185 лет назад) родился русский художник Иван Крамской.

      Иван Крамской занимает особое место среди русских художников второй половины XIX века. Он прославился не только как талантливый художник, но и как общественный деятель, критик, продвигающий искусство «в народ». Особенностью творчества, что отличает Ивана Николаевича от других мастеров, является принцип портретируемого – в лице отражается самое «человеческое в человеке».

Еще будучи ребенком маленький Иван отличался упорством и стремлением к обучению, особой страстью было рисование. Сначала он был самоучкой, затем по совету одного любителя стал работать с акварелью и увлекаться литературой. В 1850 году после окончания училища Иван Николаевич поступил в ученики к одному иконописцу, но каково было разочарование Крамского, когда вместо обучения искусству получал только задания по растирке красок и разнос посылок. Поэтому подросток вскоре вернулся в свой родной город Острогожск и уже в 1853 отправился скитаться по стране. В 1857 году, приехав в Петербург, Крамской осенью поступает в Академию художеств и одновременно подрабатывает ретушером в «Дагерротипом заведении» Деньера.

 

         В 1862 году Иван Николаевич начал преподавать в рисовальной школе Императорского общества поощрения художников. За картину «Моисей источает воду из камня» художник получает вторую золотую медаль. В 1863 он исполнил несколько портретов и сорок пять эскизов, восемь картонов с изображением Бога-Саваофа со Святым Духом, Христа и четырех апостолов для купола храма Христа в Москве

занимался портретами, в основном заказными, для заработка, что позволило определить призвание Крамского-портретиста. У мастера была излюбленная техника имитации фотографии с использованием белил и итальянского карандаша – в известных портретах Г.Г. Мясоедова, П.П. Чистякова, Н.А. Кошелева, А.И. Морозова, И.И. Шишкина.

В 1869 году Иван Николаевич впервые отправился в небольшую заграничную поездку для изучения работ старых мастеров, что повлияло на формирование портретного стиля художника с выраженным влиянием английского стиля. Портреты «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской», «Портрет Софьи Николаевны Крамской», «Женский портрет», «Портрет Михаила Борисовича Тулинова» являются примерами того, что сентиментально-романтическая линия английского портрета в «артельный» период была близка Крамскому.

Многие другие портреты Ивана Николаевича позволили прочно укрепить за ним славу выдающегося портретиста современности.

         «Главный и самый большой труд его, - говорил Репин о Крамском, - это портреты, портреты, портреты. Много он их написали и как серьезно, с какой выдержкой! Это ужасный, убийственный труд! Могу сказать это по некоторому собственному опыту. Нет тяжелее труда, как заказные портреты! И, сколько бы художник не положил усилий, какого бы сходства он не добился, портретом никогда не будут довольны вполне».

          Портреты Крамского отличаются особой проницательностью и проникновением в самые потаенные уголки человеческой души. Большинство работ мастера были заказными, но и в них он умел показать всю «драму сердца», что и поражало современников.

Позднее творчество Крамского отличается сложностью эмоциональных оттенков и темпераментностью цветов, что позволило сделать открытия в жанре детского портрета и натюрморта. Иван Николаевич трепетно и чутко относился к психологии юности путем создания портретов своих детей.

Хоть пейзажам и натюрмортам и отведен второй план в творчестве художника, но и в них он смог воплотить сочность и яркость композиций

1884год.Крамской переживает тяжелую утрату – смерть маленького сына Марка. Повествуя о своих личных чувствах, после четырех лет работы художник создает серьезное и гуманистическое полотно «Неутешное горе». Он не думал, что может продать эту картину, но ее купили.

          «Примите от меня эту трагическую картину в дар, - писал Крамской Павлу Третьякову, - если она не лишняя в русской живописи и найдет свое место в вашей галерее», понимая, что страшная безысходность произведения вряд ли привлечет покупателя. Третьяков тут же приобрел картину и заставил Крамского взять деньги, в которых он очень нуждался…

Трагедия очень подкосила здоровье художника. Иван Крамской умер 24 марта (5 апреля) 1887, как и подобает мастеру, - за мольбертом в процессе создания портрета своего семейного врача, доктора Раухфуса. Превозмогая боль в груди, в течение шести часов художник писал картину, но в итоге сердце не выдержало.

Галина Владимировна Рязанова

 

 

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"