Русский адмирал Фёдор Ушаков
В феврале 2025 года Россия отметила 280-летний юбилей со дня рождения прославленного адмирала Ф. Ф. Ушакова, а в январе 2026-го года мы будем отмечать 25-летие со дня его канонизации Русской православной церковью.
17 декабря в читальном зале библиотеки прошел исторический экскурс «Русский адмирал Фёдор Ушаков», на который пришли шестиклассники МОУ СОШ № 56.
Встреча началась с рассказа о том, что Фёдор Ушаков не только адмирал, но и святой покровитель Российского флота. Ребята посмотрели видео, рассказывающее о появившейся традиции перед началом парада Военно-морского флота провозить вдоль линии кораблей ковчег с мощами святого.
Рассказ М. Н. Урусовой перемежался с показом видеоотрывков из фильма «Адмирал Фёдор Ушаков: история военного моряка». Ребята в этот день узнали о детстве будущего флотоводца, который ещё, будучи ребёнком, был уверен в том, что будет служить на море. До 14 лет Фёдор Фёдорович воспитывался дома, как все дворянские дети, потом два года – в монастыре. Огромное влияние на мальчика оказал дядя Иван. В молодости Иван Ушаков служил в Преображенском полку, но ушёл сначала в отшельники, а потом в монахи. За духовное служение удостоился канонизации и ныне почитается Русской православной церковью, как святой Фёдор Санаксарский. Будучи набожным человеком, Иван Ушаков привил это качество племяннику. В дальнейшем Фёдор Фёдорович Ушаков проявил себя не только христианином, но и весьма гуманным человеком. Он был милостив даже к своим врагам, сохраняя им жизнь. За свою военную карьеру он не проиграл ни одного сражения, потери на его кораблях были минимальными, и ни один его матрос не попал в плен.
Мечта о море начала сбываться для Ушакова, когда он поступил в Морской шляхетский корпус, который закончил четвёртым по успеваемости. Ещё во время обучения «проходил практику» в северных морях – ходил из Петербурга до Архангельска, потом служил на Балтике и совершил 2 похода в Средиземное море. И лишь в 1768 году получил направление в Донскую (Азовскую) флотилию. Здесь он командовал прамом (плавучей артиллерийской батареей), и показал себя с лучшей стороны. В результате его заметил Григорий Потёмкин и оказывал ему поддержку. Именно он добился для Ушакова назначения на императорскую яхту, но боевому офицеру это не понравилось. Он отправился на Черноморский флот, и именно там показал, что достоин командовать флотом и носить звание адмирала.
Было немало сказано про новаторства Ушакова при воспитании матросов (например, его пушкари учились стрелять, качаясь на качелях, чтобы в условиях качки вести меткую стрельбу), а при взятии острова Корфу были проведены тренировки штурма бастионов. Забота о матросах не знала границ. Из отрывка из художественного фильма «Корабли штурмуют бастионы» ребята узнали, что Ушаков тратил свои собственные деньги то на покупку буров (они играли значительную роль в штурме), то на продовольствие для матросов.
Особое внимание было уделено тем изменениям, которые Ушаков ввёл в правила ведения боя. Корабли его эскадры не перестраивались для боя, а ввязывались в него сходу – не меняя походного порядка, что вводило неприятеля в заблуждение. Он постоянно маневрировал, что тогда не было принято (обычно флагман бился с флагманом, а арьергардный корабль – с арьергардным кораблём противника. В бое у мыса Каликария, где неприятель ждал русскую эскадру у самого берега, имея за спиной береговую батарею, Ушаков провёл свои корабли между неприятельским флотом и берегом. В результате при попытке стрелять в русские корабли, турки попадали по своим же.
Завершилась встреча рассказом о том, какое значение имели новаторства адмирала для создания и укрепления российской военной мощи.
Преподаватели и дети поблагодарили за интересный экскурс в историю и знакомство с биографией Ф.Ф. Ушакова.