Пушкин начинается с детства
6 июня отмечается Пушкинский День России. Предваряя это чудесное событие, библиотека провела литературный час «Пушкин начинается с детства» для ребят из летнего лагеря МОУ СШ № 56. Название встречи несло двойную нагрузку. Для каждого россиянина Пушкин начинается с детства, когда родители или бабушки-дедушки читают его сказки. Но, ведь, и сам Александр Сергеевич, как личность, «начинается» с детства. Поэтому разговор с ребятами разделился на две части – о Пушкине, и о сказках Пушкина.
Началась встреча с вступительного слова М. Н. Урусовой, в котором она обратила внимание на одну ценную особенность Пушкина и его произведений, показав первый том «Словаря языка Пушкина». В этот четырёхтомный словарь вошло около 21 тысячи слов, и ещё две тысячи отмечены в «Новых материалах к словарю». Итого получается около 23 тысяч. А современный человек использует всего 6 тысяч слов. Можно сказать, что словарь Пушкина – это сокровищница русского языка.
Продолжилась встреча показом клипа «Лукоморье» (песня на стихи А. С. Пушкина), сделанного нейросетью. По окончании просмотра ведущая предложила сказать, в чём напутала нейросеть в этом клипе. Несколько ребят решили, что изменён текст, а другие дети правильно ответили, что в клипе у избушки отсутствует четвёртая нога, а Баба Яга летит не в ступе, а в супнице. На что ведущая добавила ещё одну нелепость из клипа, признав, что, несмотря на то, что искусственный интеллект многое путает, тем не менее, песня получилась хорошая и современная.
После этого ребята прослушали рассказ о семье и друзьях поэта, с которыми он познакомился в детстве и отрочестве.
Говоря о родителях поэта, она отметила, что их принято упрекать в недостатке внимания к сыну, но на самом деле они вели самый обычный для того времени образ жизни, и по меркам своего века были просто образцовыми родителями. Вся их вина в том, что им довелось быть родителями поэта (о чём они долгое время не догадывались), а эти люди чувствуют глубже и им нужно уделять больше внимания, чем обычным детям. Главную роль в воспитании Пушкина сыграла его бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал. Это была удивительная женщина. Она не лишена была литературных способностей – её письмами в лицей Пушкину зачитывался Антон Дельвиг. При этом она не знала французского языка, говорила и читала только по-русски. И именно она прививала своим внукам вкус ко всему русскому – нанимала или приглашала русских преподавателей, подобрала для Саши няню – Арину Родионовну – и дядьку Никиту Козлова. В её имении Захарово Пушкин проводил каждое лето – бегал босиком, катался на коне, купался в речке, играл с деревенскими детьми. Именно там он набирался «русского духа».
Лицейской теме было уделено гораздо меньше внимания – прозвучала информация лишь о самых близких друзьях: И. Пущине, В. Кюхельбекере и А. Дельвиге. А также об Александре Горчакове, который был последним, кто ушёл из жизни из «лицейского братства» и приложил немало усилий для того, чтобы возвеличить Пушкина. Не остался без внимания и последний по успеваемости лицеист – Павел Мясоедов, ставший хранителем лицейских традиций, и каждый год собиравший на праздничный обед (за свой счёт) лицеистов своего выпуска.
После рассказа о детских и лицейских годах А. С. Пушкина ведущая предложила вернуться к словарю и попробовать «угадать», что значит то или иное слово.
Ребятам предложен был небольшой перечень слов: очи, вежды, ланиты, очарованье, багрец, выя, дроги, облучок, ямщик, кушак и бразды. Отрадно было слышать, что некоторую часть слов они знают – например, очи и вежды. Получив объяснение, они даже сумели правильно вставить их в русскую речь. Получилась небольшая игра – ведущая вставила слово «выя» в обыденную речь: «Ты помыл свою грязную выю?» или «Иванов, не крути выей!» Кто-то из мальчишек тут же пошутил в адрес не знающих этого слова: «…и получишь за выю по вые». Похоже, этот урок «пушкинского языка» детьми был усвоен.
Самой интересной для ребят оказалась викторина по сказкам Пушкина, ответом на которые служили отрывки из фильмов и мультфильмов, снятых по ним. Во время викторины нашлись настоящие ценители пушкинского творчества, отвечавшие безошибочно почти на все вопросы. Самым сложным оказался вопрос о количестве сыновей царя Додона.
Завершилась встреча посещением литературной гостиной библиотеки, где ребята увидели портреты Александра Сергеевича, Натальи Николаевны, Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиной, Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны Гончаровых, а также детей поэта – Александра, Марии, Григория и Натальи. Главное внимание ребят из лагеря было привлечено к потомкам Пушкина.
Наиболее внимательные и любознательные из ребят (те, кто задержался, чтобы задать дополнительные вопросы) получили «бонус» - сфотографировались в цилиндре.
Самые горячие благодарности мы получили от воспитателей, которые признались, что не знали многого из того, что прозвучало на встрече, но дети тоже остались довольны. Ждём новых встреч.