Главная » Мероприятия » Пушкин начинается с детства
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

Пушкин начинается с детства

 

6 июня отмечается Пушкинский День России. Предваряя это чудесное событие, библиотека провела литературный час «Пушкин начинается с детства» для ребят из летнего лагеря МОУ СШ № 56. Название встречи несло двойную нагрузку. Для каждого россиянина Пушкин начинается с детства, когда родители или бабушки-дедушки читают его сказки. Но, ведь, и сам Александр Сергеевич, как личность, «начинается» с детства. Поэтому разговор с ребятами разделился на две части – о Пушкине, и о сказках Пушкина.

Началась встреча с вступительного слова М. Н. Урусовой, в котором она обратила внимание на одну ценную особенность Пушкина и его произведений, показав первый том «Словаря языка Пушкина». В этот четырёхтомный словарь вошло около 21 тысячи слов, и ещё две тысячи отмечены в «Новых материалах к словарю». Итого получается около 23 тысяч. А современный человек использует всего 6 тысяч слов. Можно сказать, что словарь Пушкина – это сокровищница русского языка.

Продолжилась встреча показом клипа «Лукоморье» (песня на стихи А. С. Пушкина), сделанного нейросетью. По окончании просмотра ведущая предложила сказать, в чём напутала нейросеть в этом клипе. Несколько ребят решили, что изменён текст, а другие дети правильно ответили, что в клипе у избушки отсутствует четвёртая нога,  а Баба Яга летит не в ступе, а в супнице. На что ведущая добавила ещё одну нелепость из клипа, признав, что, несмотря на то, что искусственный интеллект многое путает, тем не менее, песня получилась хорошая и современная.

После этого ребята прослушали рассказ о семье и друзьях поэта, с которыми он познакомился в детстве и отрочестве.

Говоря о родителях поэта, она отметила, что их принято упрекать в недостатке внимания к сыну, но на самом деле они вели самый обычный для того времени образ жизни, и по меркам своего века были просто образцовыми родителями. Вся их вина в том, что им довелось быть родителями поэта (о чём они долгое время не догадывались), а эти люди чувствуют глубже и им нужно уделять больше внимания, чем обычным детям. Главную роль в воспитании Пушкина сыграла его бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал. Это была удивительная женщина. Она не лишена была литературных способностей – её письмами в лицей Пушкину зачитывался Антон Дельвиг. При этом она не знала французского языка, говорила и читала только по-русски. И именно она прививала своим внукам вкус ко всему русскому – нанимала или приглашала русских преподавателей, подобрала для Саши няню – Арину Родионовну – и дядьку Никиту Козлова. В её имении Захарово Пушкин проводил каждое лето – бегал босиком, катался на коне, купался в речке, играл с деревенскими детьми. Именно там он набирался «русского духа».

Лицейской теме было уделено гораздо меньше внимания – прозвучала информация лишь о самых близких друзьях: И. Пущине, В. Кюхельбекере и А. Дельвиге. А также об Александре Горчакове, который был последним, кто ушёл из жизни из «лицейского братства» и приложил немало усилий для того, чтобы возвеличить Пушкина.  Не остался без внимания и последний по успеваемости лицеист – Павел Мясоедов, ставший хранителем лицейских традиций, и каждый год собиравший на праздничный обед (за свой счёт) лицеистов своего выпуска.

После рассказа о детских и лицейских годах А. С. Пушкина ведущая предложила вернуться к словарю и попробовать «угадать», что значит то или иное слово.

Ребятам предложен был небольшой перечень слов: очи, вежды, ланиты, очарованье, багрец, выя, дроги, облучок, ямщик, кушак и бразды. Отрадно было слышать, что некоторую часть слов они знают – например, очи и вежды. Получив объяснение, они даже сумели правильно вставить их в русскую речь. Получилась небольшая игра – ведущая вставила слово «выя» в обыденную речь: «Ты помыл свою грязную выю?» или «Иванов, не крути выей!» Кто-то из мальчишек тут же пошутил в адрес не знающих этого слова: «…и получишь за выю по вые». Похоже, этот урок «пушкинского языка» детьми был усвоен.

Самой интересной для ребят оказалась викторина по сказкам Пушкина, ответом на которые служили отрывки из фильмов и мультфильмов, снятых по ним. Во время викторины нашлись настоящие ценители пушкинского творчества, отвечавшие безошибочно почти на все вопросы. Самым сложным оказался вопрос о количестве сыновей царя Додона.

Завершилась встреча посещением литературной гостиной библиотеки, где ребята увидели портреты Александра Сергеевича, Натальи Николаевны, Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиной, Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны Гончаровых, а также детей поэта – Александра, Марии, Григория и Натальи. Главное внимание ребят из лагеря было привлечено к потомкам Пушкина.

Наиболее внимательные и любознательные из ребят (те, кто задержался, чтобы задать дополнительные вопросы) получили «бонус» - сфотографировались в цилиндре.

Самые горячие благодарности мы получили от воспитателей, которые признались, что не знали многого из того, что прозвучало на встрече, но дети тоже остались довольны. Ждём новых встреч.

     

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"