Народы из легенд Севера России: исторический час
Наша страна простирается на тысячи километров с запада на восток и с юга на север. Необъятные просторы таят множество тайн, к которым мы пока не прикоснулись в полной мере. О загадках севера России шла речь на встрече в Отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГКУ СО «Кировский центр социального обслуживания населения», проходившей 17 декабря.
Началась она c «дороги на север». Помогла в этом «Песенка оленевода» (сл. Владлен Бахнов и Яков Костюковский, муз. М. Табачникова) в исполнении Кола Бельды. Посетители центра с удовольствием слушали песню своей юности, и настраивались на нужный лад.
Продолжился исторический час объяснениями ведущего библиографа М. Н. Урусовой о том, что написать историю Севера России – большая проблема, поскольку она строится на истории великого множества народов, населяющих его. Это ныне живущие алюторцы, долганы, коряки, кеты, коми, тувинцы, манси, нанайцы, ненцы, нивхи, саамы, ханты, чукчи, чуванцы, шорцы, энцы, эвенки, эвены, якуты. И давно исчезнувшие народы: арины, дьючеры, камасинцы, котты, маторцы, эвремейсы, меленхены, калмажи, селькупы, чудь и другие (например, «старые люди», упоминаемые у П. П. Бажова).
Конечно, самый легендарный народ Севера – это чудь белоглазая, легенды о которой сохранились в фольклоре всех ныне существующих коренных народов Севера. Владения чуди распространялось от Балтийского моря до Уральских гор. Именно о ней говорят чаще всего, потому что в отличие от других исчезнувших народов лишь её наделяют магическими свойствами. По преданиям чудь была светлокожей, белоглазой и мелкорослой. Хотя встречаются описания темнокожих чудинов высокого (практически великаньего) роста. Учёные называют разные народы, которые могут быть потомками чуди – например, вепсы. Теме чуди белоглазой и её поискам были посвящены 4 видеофрагмента из документальных фильмов: «Легенда о чуди», «Чудь белоглазая», «Современная чудь» и «Павел Бажов – старые люди».
Участники встречи получили возможность посмотреть фотографии артефактов андроновской культуры, рассмотреть дореволюционную фотографию девушки народа вепсы в праздничном наряде, «прогуляться» по плато Путорана, где по преданию жили великаны и пасли огромных оленей (учёные признают, что олени на этом плато, на самом деле, слишком велики по сравнению со своими собратьями из других мест).
Удивление вызвало сообщение о существовании неизвестного народа, жившего рядом с саамами – в их сказке «Ярашка» описываются люди-чакли, живущие под землёй. Каждый из них – не выше ребёнка.
В ходе встречи была выдвинута версия, что чудью называли целую совокупность народов, а не один. И высказано сомнение о правильности версии о том, что чудью называли язычников, не принявших христианство, поскольку, например, в сказках и легендах саамов нет ни слова о христианстве, а о чуди сказано много.
Завершалась встреча «танцевальной разминкой». Марина Николаевна включила клип на песню «Увезу тебя я в тундру» (сл. М. Пляцковского, муз. М. Фрадкина») в исполнении группы «На-На» («Старые песни о главном») и предложила повторять движения артистов.
После завершения встречи сотрудники и посетители Отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов ГКУ СО «Кировский центр социального обслуживания населения» поблагодарили М. Н. Урусову за интересное мероприятие, написали благодарность библиотеке, заведующей библиотекой И. О. Дрыжак и лектору за сотрудничество.
А лично Марине Николаевне преподнесли новогодне-рождественский подарок – ангелочка, сделанного посетителями Центра на занятиях.
Ещё один подарок библиотека получила от посетителя Центра – драматурга Джоры Бегимовича Худайбердыева, чьи пьесы ставят на сценах театров Туркмении, Узбекистана и Дагестана - 5 книг с пьесами этого автора.
Все участники исторического часа выразили надежду на продолжение наших встреч.