«Маленькие герои большой войны»: урок памяти
В начале февраля мир отмечает сразу две даты, связанные с детьми. 8 февраля – День юного героя-антифашиста и 12 февраля – Международный день детей-солдат. Этим двум родственным датам был посвящён час памяти «Маленькие герои большой войны», который прошел для учащихся двух 5-х классов МОУ СШ № 56.
Во вступительном слове М. Н. Урусова описала историю и подоплёку появления этих двух дат, назвала имена ребят, гибель которых заставила взрослых обратить внимание на участие детей в борьбе с фашизмом – француз Даниэль Флери и иранец Фадыл Джамаль. Далее речь зашла о детях, защищавших нашу страну от фашизма во время Великой Отечественной войны.
Рассказ о детях-героях сопровождался показом двух презентаций: «Дети-антифашисты» и «Дети-солдаты», а также видеонарезками из фильмов о войне («Отряд Трубачёва сражается», «Улица младшего сына», «Сын полка») и трейлерами фильмов «Босоногий гарнизон» и «Солдатик».
Пятиклассники узнали о подвигах Вали Зенкиной и Пети Клыпы, Лёни Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Ларисы Михеенко, Зины Портновой, Исаака (Ивана) Солнцева-Ракова, Алексея Щукина, Василия Куркина, Абрама (Муси) Пинкензона, Володи Дубинина, Аркадия Каманина, о «Босоногом гарнизоне» и «Девицких орлятах», Люсе Радыно и Серёже Алешкове.
Особенно потрясла школьников история Муси Пинкензона, который не сделал ни одного выстрела, но проявил при этом мужество и героизм. Когда на глазах этого 10-летнего мальчика убили отца и мать, а его самого вместе с другими евреями хотели отправить на расстрел, он попросил разрешения сыграть на скрипке. Фашисты ждали, что ребёнок заиграет что-то жалостливое, но Муся заиграл «Интернационал», и люди, которых согнали смотреть на казнь, начали подпевать. Конечно, мальчик погиб.
С интересом слушали ребята о прототипе Вани Солнцева из повести Валентина Катаева «Сын полка» - Исаааке Солнцеве. Они не читали повесть, но были потрясены тем, что мальчишка догадался делать записи на полях азбуки. Понравились им и те приёмы, которые применяли для сбора информации девочки – Лара Михеенко (устроилась нянькой в дом полицая, и гуляя с ребёнком собирала нужную информацию) и Люся Радыно (оделась в рваньё, взяла в руки сломанную гармошку и пришла к немцам, якобы, «зарабатывая» хлеб, и за неделю таких «хождений» собрала все необходимые сведения).
Прозвучала также информация о детях-солдатах Первой мировой и Гражданской войн: Всеволоде Вишневском, Иване Казакове, Аркадии Голикове (Гайдаре).
Рассказывая о волонтёре Первой мировой Вольке Вишневском, Марина Николаевна грустно сообщила, что он стал известным писателем, драматургом и, помимо Первой мировой, принимал участие ещё в Гражданской, Советско-финской и Великой Отечественной войне (а всего на долю его поколения выпало 5 войн). Он умер всего в пятьдесят лет – сказалось то, что узнал солдатские тяготы в очень раннем возрасте. А, когда на экране появились фотографии самого юного участника Великой Отечественной – шестилетнего Серёжи Алешкова, она обратила внимание школьников на глаза этого малыша – серьёзные, как у взрослого. «Смотрите, он растёт, а глаза остаются такими же печальными. Дети, в таком раннем возрасте видевшие войну, не забывают её никогда», - показала она фотографии подросшего Серёжи. Ребята восприняли это как перекличку с судьбой Всеволода Вишневского.
О многих детях из числа названных на уроке памяти, были написаны книги и сняты фильмы. Марина Николаевна называла их во время рассказа.
Отдельно она остановилась на книгах, которые можно считать «памятниками» поколению мальчишек и девчонок того времени, потому что их герои – это собирательные образы миллионов детей-солдат и антифашистов. Марина Николаевна рассказала о двух таких книгах: «Васёк Трубачёв и его товарищи» В. Осеевой и «Девочка в бурном море» З. Воскресенской.
- Ни Васька Трубачёва, ни Антошки никогда не было. Писательницы их придумали, но Валентина Осеева правдиво описала реальную жизнь детей, оказавшихся на оккупированной территории и помогающих партизанам, а Зоя Воскресенская – о тех мальчишках и девчонках, кто волей судьбы был во время войны на чужой территории, – в «нейтральной» Швеции, и кто вынужден был следить за каждым своим шагом, за каждым словом, чтобы Швеция из-за какого-нибудь конфликта не вступила в войну на стороне Германии. Они тоже воевали против фашизма – на информационном и дипломатическом фронте.
Завершая урок памяти Марина Николаевна призвала ребят помнить о всех тех, кто отдал свои жизни в борьбе против фашизма, о тех, кто выстоял и победил, чтобы никто и никогда не мог их запутать и оболгать героев.
Преподаватели и ребята поблагодарили за интересную информацию. Некоторые из детей признались, что хотят прочитать книги «Улица младшего сына» Л. Кассиля, «Сын полка» В. Катаева, и посмотреть фильм «Солдатик».