Главная » Мероприятия » Исторический четверг. Звериный стиль и буйный нрав
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

Исторический четверг. Звериный стиль и буйный нрав

  12 сентября возобновил свою работу лекторий «Исторический четверг». Первая встреча нового «учебного года» была посвящена скифам – народу, оставившему после себя заметный след в истории и культуре, а также массу загадок, над которыми историки бьются до сих пор.

Началась встреча с небольшого клипа, посвящённого находке статуэтке беременной женщины в деревне Костянки Воронежской области, возраст которой превышает 42 тысячи лет. Ведущая лектория М. Н. Урусова обратила внимание зрителей на то, что наша земля таит в себе следы жизни древних людей, и о многих из них мы пока ещё не знаем – Россия настолько велика, что шансов найти ещё более ранние следы пребывания людей на её территории – море. Лишь после этого речь зашла о скифах.

Участники лектория узнали, что скифами можно называть народ, создавший государство Скифию со столицей Неаполем, который описывал Геродот. Но также скифами называют народы, в жизнедеятельности и культуре которых совпадают три элемента: кочевой образ жизни, наличие в захоронениях короткого меча акинака и изделий с изображением фигурок животных (знаменитый скифский «звериный стиль»). Поэтому на встрече речь пойдёт как о геродотовских скифах, так и о народностях, подпадающих под определение «скифы», например, о сарматах.

В ходе встречи участники Исторического четверга посмотрели отрывки из передачи «Час истины» с беседой двух историков – Ларисы Селивановой и Андрея Стрелкова, которые говорили о скифах из Скифии, их взаимоотношениях с греками и киммерийцами. Таким образом, они узнали о разности обычаев между греками и скифами, причинах определения последних как буйных и необузданных (не умение пить «по-гречески», разбавляя вино водой, что приводило потом к буйству), а также, что помимо необузданности отмечали необычайную честность и чистоту скифов, у которых тогда ещё не было обязательным атрибутом золото, и общество не делилось на богатых и бедных. Подобное деление началось позже, когда кочевые скифы осели на земле и стали заниматься земледелием.

Большой интерес вызвали презентации «Искусство скифов» и «Костюм скифов». Участников лектория потрясли ювелирные изделия этого народа. Особый восторг вызвала серёжка, на которой в два ряда были изображены крохотные, но мастерски выполненные фигурки людей и животных. Все задались вопросом на каком уровне была технология у скифов, чтобы производить такие совершенные, даже с современной точки зрения, изделия? 

С удивлением участники встречи узнали об истинном предназначении скифских баб. Все думали, что они – указатели пути, на деле же это – изображения предков, которые присутствовали при исполнении определённых ритуалов, посвящённых им. Не меньшее удивление вызвало сообщение о том, что золото у скифов считалось ритуальным, и при похоронах пластинку золота закладывали в рот умершего, как залог его благоденствия в другом мире (как известно, греки клали в рот серебряную или медную мелкую монетку – за проезд через Стикс «лодочнику» Харону).

Много вопросов было задано по поводу костюмов скифов – из какого материала они были выполнены, были ли отличия одежды между представителями разных слоёв населения… Конечно, самое большое внимание привлекли головные уборы мужчин, на которых можно было найти фигурки животных.

В заключительной части встречи участники лектория посмотрели клип, посвящённый поискам Аненербе котла скифского царя Арианта (единственному победителю царя Дария). Этот котёл, согласно легенде, описанный Геродотом, был отлит из наконечников стрел (каждый воин принёс один из них – так Ариант узнал размер своей армии), а позже помещён в город Экзампей. По преданию в день победы над Дарием этот котёл наполняли вином и поили весь народ, чтобы он напитался сил для новых побед. По мнению учёных, подобный котёл выполнял роль вогнутого зеркала (его чистили до блеска), и мог использоваться для магических ритуалов.

Прощаясь с участниками лектория, М. Н. Урусова показала им фотографии золота сарматов, которое хранится в Волгоградском областном краеведческом музее и Историко-краеведческом музее г. Волжского, и предложила посетить музеи, чтобы посмотреть на золото скифов вблизи.

Слушатели признались, что за лето соскучились по лекторию, поблагодарили за интересную информацию и заверили, что с нетерпением ждут следующей встречи с историей.

 

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"