Исторический четверг. Разорение Рязани Батыем и подвиг Евпатия Коловрата
785 лет назад произошло трагическое для нашей страны событие – началось нашествие татаро-монгол на Древнюю Русь, длившееся до 1242 года. В конце осени 1237 года войска хана Батыя (предположительно от 120 до 500 тысяч человек) вторглись в Рязанское княжество, 16 декабря взяли Рязань и уничтожили город вместе с жителями… Вслед обидчику земли Русской с целью отомстить отправился отважный Евпатий Коловрат с дружиной в 1700 человек. Его подвиг пережил века и стал символом стойкости и мужества русского народа.
Декабрьская встреча исторического четверга началась с песни Сергея Сердюкова «Евпатий Коловрат», видеорядом для которой стали кадры из фильма «Легенда о Коловрате».
Далее ведущий библиограф М. Н. Урусова рассказала о событиях ноября – декабря 1237 года: требовании Батыя выдать ему «десятину всего» (в том числе и князей), о попытке собрать объединенное войско для борьбы с ним (Георгий Всеволодович Владимирский отказал в помощи Юрию Ингваревичу Рязанскому, собираясь один побить Батыя), о совете князей, на котором постановили поднести хану богатые дары, чтобы не разорял Рязани, об убийстве в Орде посла – князя Фёдора Юрьевича за отказ поделиться раскрасавицей-женой Евпраксией, самоубийстве Евпраксии (бросилась с крыши княжеского терема, держа на руках младенца Ивана, и «заразися» насмерть)…
Опираясь на «Повесть о разорении Рязани Батыем» и мнение историков о её подлинности, она отметила, что данная «Повесть…» многими рассматривается как художественный, а не документальный документ. Современные историки спорят о существовании Евпраксии, отмечают, что князь Юрий Ингваревич погиб не в битве на реке Воронеж, а при обороне Рязани, да и князя Олега Красного не закололи в этой же битве ножами, поскольку позже взяли в плен в битве под Коломной и пощадили за красоту. Тем не менее повесть содержит много фактов, которые не вызывают никаких подозрений, поэтому она может рассматриваться как исторический источник сведений.
Перед началом разговора о Евпатии Коловрате и его подвиге Марина Николаевна предложила посмотреть отрывки из советского мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985) и трейлер на фильм «Легенда о Коловрате», прокомментировав их с точки зрения разных версий историков.
Реальность такого человека, как Евпатий Коловрат у историков вызывает сомнение, поскольку он упоминается лишь в «Повести о разорении Рязани Батыем». Некоторые считают его собирательным образом русского воина. Однако большинство историков сходятся во мнении, что это – реальный человек. М. Н. Урусова отметила такую особенность – в летописях редко называется число отряда, с которым князья или воеводы идут на бой. Точного количества войска Батыя автор «Повести» не указывает (тьмы), но известно, что у Коловрата было 1700 ратников. Упоминание точной цифры, как правило, говорит о достоверности происходившего.
Участники встречи узнали, что ещё интересного обнаружили о герое историки при изучении «Повести о разорении Рязани Батыем», а также о том, сколько споров идёт по поводу имени героя. Распространено мнение, что слово «коловрат» у славян означало солнце, но филологи и историки его не поддерживают, отмечая, что это слово у славян значило «крутить». Отсюда вытекает версия, что Коловрат – не имя, а прозвище, данное герою за то, что в бою вертелся, как волчок. Однако достоверно известно, что в Древней Руси коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов (арбалетов), установленных на особом станке — раме с колесами. Именно от них могло произойти прозвище героя. Он мог также использовать их при преследовании Батыя (возможно, поэтому в ответ были применены камнемётные машины монголов).
Посмотрев клип «Подлинная легенда о Коловрате», участники встречи узнали о духовных песнях, посвященных Евпатию и его дружине, сохранившихся на территории Рязанской области, которые дополняют (но не противоречат) «Повести о разорении Рязани Батыем».
Завершалась встреча обсуждением версий о происхождении имени Евпатий и легенде о мертвом войске, которое вел в бой Коловрат. Несмотря на полуфантастическую линию духовных песен, в них проглядывала реальность – вероятно Русичи догадались устроить «мёртвый щит» из убитых (посадили на коней, привязали к седлу и пустили впереди себя – отсюда «стрелы их не берут, кровь не течёт», татарам кажется, что воскресли рязанцы, а убитые монголы начали биться против своих). С помощью такой хитрости небольшое войско Коловрата привело в ужас великого хана Батыя.
Участники встречи благодарили за интересную информацию и возможность вспомнить героя древности, чей подвиг они изучали ещё в школе.