Главная » Мероприятия » Исторический четверг. «Эволюция царицынского трамвая»
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

Исторический четверг. «Эволюция царицынского трамвая»

  В 2023 году исполнилось 110 лет со дня открытия в уездном городе Царицыне первой линии трамвая. Для Российской Империи это был уникальный случай. Трамваи работали в 36 губернских городах, и наш город стал первым уездным городом, добившимся такой чести.

Встреча началась со стихотворения Ларисы Рубальской о трамвае, которое прочитала участница встречи Алия Возжова. И это было закономерное начало, поскольку лекции предшествовал разговор подошедших заранее  «слушателей», каждый из которых хотел рассказать ведущей что-то, связанное с трамваем. Оказалось, что в жизни каждого участника он сыграл немалую роль, оставив счастливые воспоминания.

Основная часть лекции началась показом видеоклипа «История волгоградского трамвая на карте», в котором можно было увидеть как менялась трамвайная «сетка» в разные годы.

Далее пришла речь познакомиться с предысторией и первыми страницами истории царицынского трамвая, которые слушались как захватывающий детектив – настолько невероятной они кажутся нашим современникам спустя столетие. Никто из участников не знал, что деньги на трамвай собрали сами горожане по высочайшему разрешению Николая II, давшего согласие на выпуск облигаций особого займа. Сумма, которую собрали в результате, превышала миллион. Но часть её, по старинной русской традиции, была расхищена ещё до начала строительства. Тем не менее, в 1912 году Городская Дума объявила конкурс на поиски инженера, способного построить для города трамвай. 

В числе прочих на это место (запросив скромный оклад) претендовал инженер А. В. Радциг, которому поначалу отказали. Но после того, как приглашенный на место «главного трамваестроителя» инженер Слотинцев неудачно выбрал место для электростанции  и сбежал от ответственности, когда в недостроенное строение из-под земли хлынула вода, а городской глава Остен-Сакен со скандалом вынужден был уйти в отставку, о Радциге вспомнили и пригласили его на желаемое им место. Это был весьма удачный выбор, потому что у Радцига был богатый опыт строительства трамвайных линий, нужные связи и деловая хватка. Немало помогло строительству и то, что новый городской голова – купец Пятаков – обязал проводить все закупки для строительства трамвая через торги, поручив вести их своим друзьям-купцам, основательно сбивавшим цену на товары. Трамвай был построен с изрядной экономией, но в рекордные сроки – всего за год. Его торжественное открытие пришлось на Пасху, поэтому у горожан был двойной праздник.

Внесла свою лепту в раскрытие истории царицынского трамвая самая юная участница «четверга», посмотрев по интернету, что за деталь сломалась через три дня после запуска трамвая, значительно сократив количество маршрутов.

Дополнением к этому стал рассказ о «царицынской байке» Ю. Войтова «Первый трамвай», озвученной М. Н. Урусовой, где извозчик на старой кобыле Прорве обогнал первый трамвай и встал на его пути. Извозчика качали, кобылу кормили шоколадом, но через три дня был принят указ по городу: «Извозчикам с трамваями соревнования не устраивать и на пути не становиться».

Для лекции было подобрано несколько сюжетов, рассказывающих об истории царицынского-сталинградского-волгоградского трамвая и две электронные презентации с архивными фотографиями. С интересом слушатели посмотрели сюжеты «Первый маршрут царицынского трамвая», «Интересные факты о скоростном трамвае», удивление и восхищение вызвали фотографии и дореволюционного трамвая, и трамваев военного и послевоенного времени. Особенно впечатлили фотографии трамваев, разбитых во время бомбардировки Сталинграда, и фото первых пущенных после Сталинградской битвы в декабре 1943 года трамваев.

Спор зашёл о трамвайных вагонах, запечатлённых на снимках. Слушатели и зрители, глядя на фото трамваев, поспорили какие из них были можайскими, какие рижскими, какие чешскими или немецкими.

С особой теплотой участники слушали о скоростном трамвае, который считается достопримечательностью нашего города. Каждый сталкивался с ситуацией, когда туристы расспрашивают, как на него попасть. Смех вызвало сообщение, что билеты скоростного трамвая продают на аукционах, зарабатывая на этом деньги, потому что в этом случае у каждого волгоградца есть законный способ обогатиться на перепродаже «драгоценных» билетов.

В завершение лекции М. Н. Урусова показала два раритета – деревянную медаль и почтовую открытку со знаком гашения, выпущенные к 100-летию волгоградского трамвая. Их предоставила для мероприятия краевед Елена Геннадьевна Филонич.

Последним аккордом встречи стала песня на стихи Бориса Гучкова «Мой город» (музыка и исполнение Олега Елизарова), в которой герой садится в трамвай скоростной, чтоб прокатиться до конечной.

Слушатели благодарили за интересную встречу и не спешили расходиться.

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"