Главная » Мероприятия » Исторический четверг. «БАМ – стройка века»
РАЗМЕР ШРИФТА: -A A A+

БИБЛИОТЕКА -
ФИЛИАЛ №17
им. М. А. Шолохова

Центр казачьей
истории и культуры

Исторический четверг. «БАМ – стройка века»

 
Третья встреча «Исторического четверга» 2024 года была посвящена знаменательной дате. 50 лет назад - 27 апреля 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ было объявлено о начале ударной комсомольской стройке Байкало-Амурской магистрали.

Встреча началась с клипа «Песня о БАМе» (слова Роберта Рождественского, музыка Оскара Фельцмана, исполнитель – Муслим Магомаев).

Как только отзвучали последние аккорды песни, ведущая лектория М. Н. Урусова объяснила, что в действительности история БАМа началась значительно раньше 1974 года, и участники встречи уже косвенно прикоснулись к этой странице отечественной истории, когда мы проводили встречи, посвящённые озеру Байкал и Русско-Японской войне. Во время разговора о Байкале прозвучала информация о постройке Транссиба, прошедшего по южной границе озера, а во время Русско-Японской войны одной из причин поражения России стала малая пропускная способность Транссиба, что привело к плохому снабжению нашей армии. Необходимость в постройке железной дороги и связи Европейской части России с Азиатской понимали все, поэтому первый проект дороги, названной тогда Великая Сибирская магистраль, появился на свет ещё в середине XIX века в Русском техническом обществе. Но в тот момент задача постройки столь длительного железнодорожного пути через тайгу, оказалась задачей неподъёмной, поэтому дорогой был «покрыт» лишь кусок пути, который следовало бы обеспечить рельсами – Транссиб (окончательно закончен в 1916 году). Дорога пролегала слишком близко к границе, что создавало определённые сложности. Было ясно, что нужна ещё одна дорога – севернее Транссиба.

Исследования местности и проектирование дороги велось интенсивно до революции, но ещё больше усилий по её созданию было затрачено Советской властью. Есть сведения, что в исследованиях местности и её картографировании в 20-е годы принимало участие более 8,5 тысяч человек.

В ходе лекции был развенчан миф о тысячах умерших заключённых БАМлага, которыми переполнены публикации об истории БАМа. В период существования данного лагеря на строительстве было задействовано всего 2,5 тысячи человек (из планировавшихся 25 тысяч), большая часть из которых были солдаты железнодорожных войск. М. Н. Урусова предупредила, что к подобным мифам, вообще, надо относиться с изрядной долей сомнения. Если заключённые погибали тысячами, то кто же тогда выполнял план лагеря (валил лес, клал шпалы) – начальство и охранники?

«Современную» историю БАМа – начиная с 1974 года – рассказал (и показал фотографии) читатель нашей библиотеки и строитель магистрали века Юрий Иванович Белоусов. Строителем БАМа он стал не по своей воле. Как коммуниста и выпускника военной кафедры его (уже отслужившего срочную службу) вызвали в военкомат и объявили о призыве в армию. В результате он стал офицером железнодорожной части, которая (вместе с ещё одной частью) построила приличный кусок магистрали без помощи со стороны студенческих отрядов.

Рассказ Юрия Ивановича был не только содержательным (он приводил сведения о технике, которую использовали при строительстве, о первых месяцах на БАМе, связанных с обустройством быта), но и увлекательным – столько подробностей всплывало по ходу рассказа. Например, прозвучала информация о «проколе», допущенном в самом начале не по вине солдат-железнодорожников. Поначалу на месте укладки рельс срывали мох, который, как выяснилось, был прекрасным амортизатором. По весне лишённая моха поверхность «поплыла» и пришлось восстанавливать построенное заново. Потом, когда эту ошибку исправили, уже таких сложностей не возникало.

Особенно «зацепил» всех рассказ о страшном наводнении, которое чуть не разрушило только что построенный мост через реку. Вода поднялась на 9 метров, и между ней и пролётами моста осталось всего 20 сантиметров. По реке несло сломанные деревья, ветки, которые могли разрушить мост, а на нём стояли солдаты, которые баграми «топили» этот мусор. Когда ситуация стала критической, солдат убрали и на мосту стояли только офицеры. На следующий день вода ушла.

Прозвучала информация о том, что посёлки и города БАМа строили определённые республики.

Помимо рассказа о сложностях строительства Юрий Иванович рассказал и много смешных моментов, которые были встречены хохотом.

После выступления Ю. И. Белоусова слово снова перешло к М. Н. Урусовой, которая показала презентацию с фотографиями, сделанными во время строительства магистрали, и рассказала о быте бамовцев (с комментариями Юрия Ивановича). Особенно впечатлило участников встречи то, что на БАМе проезд был бесплатный, а за предложение заплатить за него, могли даже высадить. Ещё одной особенностью водителей БАМа было внимание друг к другу. Если кто-то видел стоящую машину, обязательно останавливался и узнавал причину поломки, уточнял, знают ли о бедолаге, делился своей едой, бензином или соляркой, и лишь после этого отправлялся в путь.

Познакомились участники встречи и с некоторыми словами из «бамовского языка» - «чекисты» (люди, которые за два-два с половиной года зарабатывали чек на покупку машины, а потом продавали его), «ОРСы» (отделы рабочего снабжения – благодаря им бамовцы щеголяли в мехах, пили дефицитный по тем временам кофе и т.д.), «паровоз» и «козёл» (приспособления для обогрева помещения) и т. п.

Не обошлось и без рассказа о легендах БАМа: Чёртовом мосте, на который и до сих пор машинисты без молитвы не въезжают, боясь появления чертей, отплясывающих на крыше тепловоза; поезде-призраке, необъяснимых явлениях при строительстве Северомуйского тоннеля, Белом шамане.

После этого участники встречи посмотрели небольшой клип о современном БАМе, где ведётся строительство второй ветки.

Завершалась встреча клипом-попурри из песен о БАМе.

Слушатели не спешили расходиться, задавая вопросы Юрию Ивановичу Белоусову, рассматривая фотографии из его подборки по БАМу, благодарили за такое интересное мероприятие.

 

Карта сайта

Создание сайта ВМУК "ЦСГБ"